Власть

Строительство: охота за «турецким наследством» началась?

Строительство: охота за «турецким наследством» началась?

Как отразятся санкции, введенные нашей страной против Турции, на деятельности в Российской Федерации турецких строительных компаний
Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

28 ноября Владимир Путин подписал Указ №583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики». Помимо прочего речь в нем идет об ограничении работы турецкого бизнеса в России. Чем это обернется для турецких строительных компаний?

 

Кому-то покажут желтую карточку, а кого-то — выгонят с поля

Напомним, что в соответствии с указом Президента с 1 января 2016 года российским работодателям временно запрещается нанимать работников из числа граждан Турции. В числе других мер — приостановка действия соглашения с Турцией о безвизовом режиме, запрет или ограничение на ввоз в РФ отдельных видов товаров из Турции, перечень которых определит правительство.

В частности прекращается работа над рядом проектов соглашений с Турцией. «Это соглашение о свободной торговле услугами и инвестициями, это долгосрочная пятилетняя программа с 2016 по 2020 годы торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, это соглашение о создании фонда совместных инвестиций. Вся эта работа будет прекращена», — сообщил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев .

В первую очередь будут пересмотрены контракты, реализуемые турецкими компаниями в России. И работающие на российском рынке девелоперы из Турции (наряду с производителями автокомпонентов и ритейлерами) окажутся в числе тех, кто пострадает от введенных санкций больше остальных.

Впрочем, и на этом неприятные сюрпризы для турок в строительной сфере не закончится. По словам главы Минэкономразвития г-на Улюкаева, газопровод «Турецкий поток» и строительство АЭС «Аккую» также попадают в список инвестиционных проектов, которые могут быть заморожены или отменены в рамках санкций против Турции.

Появление турок в строительном секторе России и Москвы относится к началу 90-х годов прошлого века. Тогда руководство страны усиленно искало хоть каких-то инвесторов. К тому же иностранные компании априори считались лучше отечественных, а потому власти столицы с большой радостью встретили заморских строителей. На удивление быстро турки освоились в Москве, и в эпоху Юрия Лужкова их стали воспринимать почти как своих.

Более того, они настолько вошли в российский бизнес, что некоторые из них перерегистрировались в качестве резидентов. И сегодня далеко не все строительные фирмы, имеющие турецкие корни и турецкий капитал, принимаются за таковые. Поэтому есть реальная возможность, что если всем турецким строительным компаниям покажут красную карточку, некоторые из них все же сохранят свои позиции в России, поскольку будут считаться местными.

 

Основной состав

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 100 турецких строительных компаний. В 2014 году объем строительных подрядов оценивался в $50 млрд. Турки активно участвовали в реализации самых престижных строительных проектов на территории нашей страны, включая зимние Олимпийские игры в Сочи и др.

— Только в Москве сегодня работает около 113 турецких строительных организаций, и у многих из них сложились давние деловые связи с российскими заказчиками, — отмечает управляющий партнер M9 Development Максим Морозов . — Например, знаменитая Enka, которая реставрировала правительственные здания и присутствует на московском рынке еще со времен Советского Союза.

Что ж давайте с нее и начнем. Основатель холдинга Enka Шарык Тара занимает седьмое место в рейтинге Forbes «Короли российской недвижимости 2015» с доходом $412 млн. По словам представителя этой компании, в России холдинг работает через местную «дочку».

В частности холдинг Enka занимался реконструкцией здания Госдумы, построил один из небоскребов «Москва-Сити» — «Башню на набережной», владеет в Москве сетью гипермаркетов «Капитолий» (их выручка в 2014 г. составила 5,8 млрд руб.). Среди новых инвестиций компании — $530 млн в многофункциональный комплекс «Кунцево Плаза» (245 тыс. кв. м), открывшийся в январе 2015 года.

За первые три квартала текущего года чистые продажи Enka в России, Казахстане, Грузии составили $494 млн. Для компании постсоветское пространство — второй рынок после Турции, продажи в которой в этот же период превысили $2,5 млрд. А общие продажи Enka во всех странах, где работает компания, превысили $3,5 млрд. В столице России Enka владеет такими престижными активами, как «Башня на набережной» в «Москва-Сити», гостиницей «Свиссотель Красные Холмы» и другими объектами. И даже если Enka будет вынуждена уйти с российского рынка, это имущество останется за ней.

Среди других крупнейших турецких девелоперов, работающих на российском рынке, можно назвать компанию Renaissance Construction, основанную в России в 1993 году инженером Эрманом Ылыджаком (к слову, выходцем из Enka). В настоящее время она входит в турецкий холдинг Ronesans, который занимается строительством зданий и сооружений в разных странах мира, в том числе и в России. Общая выручка компании в РФ в 2014 г. — 64,4 млрд руб.

Renaissance Construction больше известна как генподрядчик: на ее счету много знаковых объектов. В частности торговый центр «Авиапарк» на Ходынке, башни «Эволюция» и «Восток» комплекса «Федерация» в «Москва-Сити» (кстати, башню «Запад» строил другой турецкий генподрядчик — Ant Yapi). Сейчас Renaissance строит в «Москва-Сити» башню «Россия» на 350 тыс. кв. м, которая принадлежит ей пополам с владельцем Магнитогорского меткомбината Виктором Рашниковым . Список можно продолжить: штаб-квартира ОАО «Газпром» в Санкт-Петербурге («Лахта-центр»), торговые комплексы «ТПС Недвижимость» в Москве у станций метро «Славянский бульвар» и «Полежаевская» и т.д.

Компания Ant Yapi также строила объекты «Москва-Сити» и ряд жилых и торговых комплексов в Москве, в том числе МЖК «Аэробус», ЖК «Литератор», КП «Барвиха хиллз» и БЦ «Белые сады». В основном у генподрядчика Ant Yapi жилые проекты: «Парк Рублево» (ОПИН), «Воробьев дом» (MR Group), Wine House («Галс Девелопмент»), «Life-Ботанический Сад» (ГК «Пионер») и др. Кроме того, компания строила бизнес-центр класса А+ «Электро» на Московском проспекте в Санкт-Петербурге. В Перми компания известна строительством гипермаркета «Семья», а также ЖК «Альпийская горка», ЖК «Виктория», ЖК «Крылья».

Компания IC Ictas insaat является подрядчиком строительства эстакад и мостов центрального участка платной автомобильной трассы «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге, участка платной трассы М11 Москва — Санкт-Петербург с 543-го по 683-й км. Кроме того, она строила новый терминал санкт-петербургского аэропорта Пулково.

Основанную в 1999 году компанию Yamata называют главным подрядчиком самых престижных строек в Ямало-Ненецком автономном округе (офисные и жилые здания, больницы, гостиницы, школы), где она строит уже около 20 лет. В РФ у Yamata есть представительства в Москве, Анадыре, Тюмени, Салехарде. В ее портфеле заказов — социальные объекты и жилые дома в Тазовском и Приуральском районах, Салехарде, Ноябрьске и других муниципалитетах ЯНАО. Кроме того, компания строила соцобъекты и административные офисы в Тюмени, Салехарде, Яр-Сале, Анадыре, Белоярской, Новом Уренгое.

В 2013 году из общего количества иностранных граждан, прибывших в визовом порядке в ЯНАО, абсолютное большинство (72,9%) составили граждане Турции, работающие в компании Yamata. Стоимость окружных заказов туркам исчисляется сотнями миллиардов рублей, поэтому региональные власти опасаются, что осложнение отношений между Россией и Турцией негативно отразится на реализации целого ряда строительных проектов в ЯНАО.

Компания Esta Construction строит в Москве жилой проект «Сердце столицы» (инвестор — «Дон-Строй Инвест»), вторую очередь ТЦ «Метрополис», а также стадион «Краснодар» в столице Кубани (стоимость контракта — 10 млрд руб.). Ранее компания принимала участие в сочинских стройках, построив апарт-отель «Красная поляна» в Сочи.

В числе других заметных представителей турецкого строительного бизнеса в России можно отметить компанию Sembol, которая являлась главным подрядчиком спортивно-туристического комплекса «Горная карусель» в п. Красная поляна (Краснодарский край), и одного из главных застройщиков Казани — строительную группу Odak.

 

Москва без турок строилась?

По некоторым экспертным оценкам, в связи с нововведениями самые большие сложности ожидают столичный строительный рынок. По данным одного из московских чиновников, которые приводит «Ъ», примерно треть всего строительного объема в столице приходится на компании, чьи акционеры являются бизнесменами турецкого происхождения.

А вот заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин уже успел заявить в эфире телеканала «Россия 24», что возможный уход турецких компаний не повлияет на строительную сферу Москвы, так как «доля турецких компаний в этой отрасли незначительна».

— Я считаю, что для нашего рынка не будет каких-то глобальных ухудшений. Ну, какие-то объекты будут позже построены, что-то может быть придется пересмотреть. Но ничего страшного я в этом не вижу, — заявил Хуснуллин.

Удорожания стройматериалов и оборудования чиновник тоже не ожидает, поскольку «мы уже с 2014-го, весь 2015 год занимались импортозамещением, ушли от традиционных европейских поставщиков, мы ориентируемся в основном на азиатский рынок — это Китай, Корея, Япония».

— Поэтому страшного ничего не произойдет, Москва как строилась, так и будет строиться, с турецкими ли компаниями, с украинскими, без турецких ли, без украинских — мы построим все, что запланировали, — резюмировал заммэра.

 

Аргументы Минстроя

Преисполнены оптимизма и федеральные власти — впрочем, иного настроения от них сегодня, после подписания президентского указа, ожидать трудно.

«Уход турецких компаний со строительного рынка России не причинит вреда российским фирмам, потому что они успели накопить необходимый опыт». Об этом сообщил журналистам глава Минстроя Михаил Мень .

Турецкие строительные компании пришли на российский рынок в 1990-х годах и имели опыт монолитного строительства. «Сегодня время изменилось, и наши компании умеют лить монолит прекрасно, поэтому никакой потери не будет», — цитирует слова министра ТАСС.

По словам Меня, турецкие компании в последнее время редко участвовали в бюджетных стройках. А после инцидента с Су-24 любая поддержка турецких проектов на российском строительном рынке будет пересмотрена.

— В сегменте недвижимости, в первую очередь коммерческой, работает достаточно много турецких компаний, и мы не исключаем, что часть из них уйдет с реализации крупных проектов в стране. Доверие к ним как к партнерам подорвано, — отметил глава Минстроя.

Как сообщил министр, Минстрой проанализирует с другими ведомствами и крупными застройщиками совместные строительные проекты России и Турции.

Отвечая на вопрос журналистов о том, не приведут ли к удорожанию жилплощади возможные экономические меры в отношении строительных компаний из Турции, работающих в РФ, министр заявил, что не видит причин для этого.

И все же главный вопрос здесь в другом: сумеют ли отечественные строители полностью заменить своих турецких коллег? В частности речь идет о качестве строительства. Оно всегда признавалось высоким. Турецкие строители известны своим умением возводить монолитно-железобетонные каркасы. Но, как полагают ряд экспертов, россияне уже неплохо освоили эту технологию, в том числе научившись у турок.

— Кое-чему научили нас турки, — признает глава Ассоциации строителей России Николай Кошман . — И сегодня наши спокойно льют бетон и делают все остальное. Вот так и надо действовать. Петр Первый не стеснялся учиться, и нам негоже.

Впрочем, этот вопрос — не чисто технологический, а во многом экономический. Многие российские строительные организации выполняют у турецких генподрядчиков субподрядные работы. Если турки покинут строительные площадки, смогут ли их во всех случаях безболезненно заменить россияне? Ведь это совсем иной уровень и организации работ, и затрат.

К тому же не надо забывать, что сегодня из-за кризиса многие российские строительные компании находятся не в самом лучшем финансовом состоянии. Поэтому вряд ли кто-то сможет до конца спрогнозировать последствия прощания славян с турками.

А вот Михаил Мень, наоборот, видит в кризисе свои плюсы.

— С удовольствием наши компании займут эту нишу, когда не так велики объемы строительства по сравнению с прошлым рекордным годом, — считает он.

— В массовом жилье эконом-класса у нас в основном работают российские застройщики, в строительстве жилья премиум-класса есть турецкие компании, которых смогут заменить отечественные игроки рынка, — напомнил Михаил Мень.

Министр убежден в том, что отток турецких рабочих не повлияет на сроки ввода и стоимость объектов в России.

 

Ущерб придется компенсировать, а собственность отнимать не будут

Эксперты согласны с тем, что российские компании смогут быстро занять свободную нишу: в отсутствие строительного бума это гораздо проще сделать. Но сами данные о широком присутствии компаний из Турции на российском строительном рынке свидетельствуют о том, что уход турецких строителей совсем безболезненным быть не может. Вопрос в том, каков будет ущерб и как быстро он может быть компенсирован.

Эксперты предупреждают, что для расторжения соглашений с генподрядчиками российским партнерам придется выплатить предусмотренную контрактом неустойку. Турецкие компании также могут перерегистрироваться как азербайджанские и продолжить работу. Многие из них аффилированы с российскими строительными компаниями, и выявить эту связь практически невозможно.

В любом случае, даже если потрясений не будет, разрыв контрактов связан с возмещением ущерба турецким строителям: это положение четко прописано в Гражданском кодексе. А не выполнять собственные же законы ни одна уважающая себя страна позволить себе не может. Говорить о реальных суммах очень сложно, каждый договор — это коммерческая тайна. Но если исходить из стоимости сооружаемых турками объектов, средства предстоит выплатить немалые.

— Если власти станут отбирать у турок строительные подряды, это ударит, прежде всего, по заказчикам. Гражданский кодекс позволяет заказчику уволить подрядчика, — напомнил РБК партнер практики «Недвижимость» Goltsblat BLP Виталий Можаровский . — Но, естественно, нужно будет платить неустойку — обычно до 10—15% от стоимости контрактов....


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *