Бизнес

МКЖД — битва с трущобами началась

МКЖД — битва с трущобами началась

В районе строительства Московской кольцевой железной дороги предстоит снести более 5 тысяч объектов
Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Недавно руководство ОАО «МКЖД» провело своеобразную экскурсию для прессы, чтобы показать общественности ход выполнения комплексной программы реконструкции старых платформ и строительства новых ТПУ и рассказать о проблемах, связанных с выводом с территории застройки существующих там зданий и сооружений, в том числе и незаконных построек.

МКЖД — битва с трущобами началась

Электричкам быть

Разговоры о том, что с Малым кольцом Московской железной дороги (более старое название Московская окружная железная дорога — МОЖД) что-то надо делать, велись не одно десятилетие. Предложения были самые разные. Реконструировать кольцо и пустить по нему в дополнение к грузовому пассажирский электротранспорт — либо электрички, либо скоростные трамваи. Ликвидировать железнодорожное движение, залить асфальтом и сделать еще одно автомобильное кольцо. Расчистить всю территорию и отдать под жилищную застройку. Создать здесь парковое кольцо по типу Садового.

Кстати, последний вариант в духе современной политики Московского правительства. Представляете, какую зону отдыха получили бы москвичи, не хуже знаменитого парижского парка-сада Променад Планте, который возник на месте старой железной дороги (мы рассказывали о нем в № 12 за прошлый год в статье «Как примирить сыр и лисицу»). Но, наверное, отдать под зеленую зону такой огромный кусок земли для мегаполиса — непозволительная роскошь. Тем более, что земля принадлежит ОАО «РЖД», а оно не может обойтись без движения грузового транспорта по кольцу, хотя объемы перевозок из года в год сокращаются. Кстати, значительную часть в перевозках составляют грузы строительного назначения.

Кольцо, по мнению многих экспертов, это уникальное сооружение, не имеющее аналогов. Оно позволяет соединять всю железнодорожную инфраструктуру Москвы. Кстати, в первые десятилетия существования — а дорога была введена в эксплуатацию в 1908 году — по МОЖД осуществлялась и перевозка людей, в основном занятых в рамках обслуживания самой дороги.

Как известно, после многочисленных дебатов было принято решение оставить здесь железную дорогу, реконструировать полотно, электрифицировать дорогу и проложить дополнительно две ветки для движения электричек, а также создать сопутствующую инфраструктуру.

Был разработан Комплексный инвестиционный проект по реконструкции малого кольца. Оно должно стать совместным детищем ОАО «РЖД» и Московского правительства. Дорога получила новое название — Московская кольцевая железная дорога, так же было названо и акционерное общество, созданное в 2011 г. для реализации проекта.

Тогда же мэр Москвы Сергей Собянин официально объявил о начале реконструкции дороги, которая должна завершиться в 2016 году. В 2012 году реконструкция дороги наконец-то началась.

Но сама дорога — лишь верхушка айсберга. Одновременно нужно было решать огромный ворох проблем. Например, власти озаботились тем, какие должны быть составы, чтобы вагоны отвечали новым требованиям по комфорту, в том числе для маломобильных граждан.

Впрочем, споры вокруг дороги продолжаются до сих пор, просто они перешли в другое, более конструктивное русло. Неоднократно назывались разные сроки ввода МКЖД в эксплуатацию, долгое время не было понятно, будет ли она вводиться частями или вся целиком. Окончательное решение, во всяком случае, на настоящий момент, — введут сразу всю дорогу.

В настоящее время заканчивается первый этап реконструкции, в частности процесс электрификации дороги. Она не была проведена прежде — об этом шел разговор еще в 50-е годы прошлого века — по техническим причинам, поскольку этому мешали низкие пролеты мостов. Строители и энергетики обещают завершить реконструкцию самой дороги и завершить процесс электрификации в четвертом квартале нынешнего года.

К концу 2015 года будет завершено строительство 31 или 32 станций (с этим тоже еще до конца не определились, возможно, 32-й станцией станет ТПУ Шелепиха.), 19 транспортно-пересадочных узлов, из них с 16 можно будет пересесть на метро (10 ТПУ являются пересадочными со станциями метрополитена, а 6 находятся в шаговой доступности).

По подсчетам специалистов, МКЖД за год может перевозить до 250 млн пассажиров, тем самым снизив нагрузку с существующих видов транспорта. При протяженности дороги в 54 км ожидаемое время в пути, по разным данным, от часа с четвертью до полутора часов. Кстати, длина кольцевой линии московского метро 19,4 км, на ней 12 станций.

Сейчас идет проработка плана мероприятий по интеграции разных видов транспорта, чтобы сделать пересадки максимально удобными и комфортными для пассажиров. Вероятно, плата за проезд по МКЖД войдет в единый проездной билет.

Опыт Лондона и Берлина — московским ТПУ

— Мы со всей ответственностью подходим к созданию ТПУ, — говорит главный архитектор ОАО « МКЖД» Тимур Башкаев. — На их сооружение будет объявлен конкурс. Представители нашей компании съездили в несколько стран мира, чтобы ознакомиться с опытом строительства ТПУ, смотрели их в Лондоне, Берлине, других городах, надеемся, что московские ТПУ будут не хуже. Наша цель — не просто увязать разные виды транспорта, но и создать всю необходимую инфраструктуру — социальные объекты, перехватывающие парковки и т.д.

Не смотря на то, что строительство уже ведется, по-прежнему раздаются критические высказывания. Некоторые эксперты считают, что дорога не будет окупаться, одна из причин — она на многих участках дублирует метро. Но теперь уже только сама жизнь ответит на вопрос, кто был прав.

— Я считаю, что принято правильное решение, — считает градостроитель Александр Стрельников, один из ведущих российских экспертов-транспортников. — Я — за этот проект и как градостроитель, потому что МКЖД разгрузит городской пассажирский транспорт, и как москвич. Я вспоминаю, как лет 20 назад, а то и больше, сотрудница НИПИ Генплана Москвы Елена Николаевна Боровик организовала для представителей московских властей экскурсию по Московской окружной железной дороге. Все были в ужасе от увиденного: такая кругом разруха, такие помойки. Наконец-то до них добрались!

Ужасы большого города

За сто с лишним лет территория вокруг кольцевой железной дороги обросла всевозможными предприятиями, складами, гаражами. По решению Московского правительства сейчас из зон, где будут строиться станции и пересадочные узлы, начали выводить все эти постройки. Часть предприятий будет переведена на новые места, части законных владельцев будет выплачена компенсация, а значительная часть построек вообще оказалась незаконной.

Непонятно каким образом получили участки всевозможные мелкие организации, гаражные кооперативы. Здесь сложилось свое сообщество, своеобразный «шанхай алярус». Некоторые предприимчивые владельцы гаражей надстроили вторые этажи и сдают помещения за плату. По непроверенным данным, стоимость аренды — 500-600 долларов в месяц. И теперь много недовольных, кому не хочется съезжать с насиженного места.

Расчищаться все эти трущобы будут поэтапно, по некоторым данным предстоит снести около 5 тысяч объектов. Пока что, по словам Тимура Башкаева, речь идет в основном о зонах, где будут строиться новые объекты.

Но, будем надеяться, что Московское правительство, руководство ОАО «РЖД» и ОАО «МКЖД» не остановится на приведении в порядок только части территории. МКЖД может со временем войти в туристические маршруты по Москве, стать центром притяжения для многих гостей столицы. И показывать им такую непривлекательную изнанку московской жизни просто непростительно. Да и чем хуже сами москвичи, которые едучи по утрам на работу или на отдых, будут вынуждены «любоваться» такими пейзажами. К тому же в зоне влияния дороги проживает около 1,5 млн человек, так или иначе они сталкиваются с этой территорией, и народ в основном доволен переменами.

Что касается владельцев гаражей, им будут предлагаться места в многоярусных современных комплексах. Психологически же большинство «гаражников» готово к тому, что рано или поздно их «отраду» снесут, «как уродующую лицо нашего города» — по словам одной из героинь известного фильма «Гараж».

Татьяна ШАВИНА

Фото Строительство.RU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *