Визитная карточка дорожной державы

Визитная карточка «дорожной державы»

Возвращение к старым способам финансирования, или автобанам — быть! Но когда?
Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Автомобильные дороги Белоруссии журналисты иногда называют визитной карточкой государства, а саму республику называют дорожной державой. В стране с территорией в 207 600 квадратных километров и населением около 10 млн человек сеть автомобильных дорог развита довольно широко, охватывает практически все населенные пункты.

Уникальное географическое положение Белоруссии предопределило ее роль в качестве транзитной территории, превратив автомобильные трассы в важный элемент транспортной системы республики. И вполне понятно, почему автомобильным дорогам здесь уделяется такое же пристальное внимание, как экономике или сельскому хозяйству. Так было при СССР, так осталось и после его распада.

На сегодняшний день в республике более 86 тыс. км дорог общего пользования, из которых около 16 тыс. км — республиканские и более 70 тыс. км — местные. Однако доля дорог с твердым покрытием пока довольно низка — 337 км на 1000 кв. км территории. Для сравнения: в европейских странах с развитой сетью автомобильных дорог этот показатель равен 906 км.

Главным дорогам — главное внимание

Государственной программой «Дороги Беларуси» на 2006–2015 годы предусмотрена модернизация международных транспортных коридоров (Брест — Минск — граница России и Гомель — Витебск — граница России) с повышением их несущей способности до европейских стандартов (11,5 тонн на ось), а также повышение технического уровня дорог, соединяющих столицу республики с областными центрами (Минск — Гродно, Минск —Витебск, Минск — Могилев и Минск — Гомель). Общая протяженность главных внутренних автотрасс 1029 км, и только 327 км имеют четыре-шесть полос движения, а 702 км — две полосы. Вот их и планируется сделать четырехполосными.

Проект, надо сказать, дорогой, а в последние годы бюджетных средств явно не хватает. И все же реконструкция международных автомагистралей, дорог из Минска в областные центры республики хоть и медленно, но осуществляется. За 2006–2011 гг. специалисты департамента «Белавтодор» (осуществляет в сфере дорожного хозяйства производственную и хозяйственную деятельность) построили и реконструировали свыше 400 км наиболее грузонапряженных участков дорог, капитально отремонтировали 1700 км, а текущему ремонту подвергли около 8 тысяч километров. Построены обходы городов Могилев, Слоним, Несвиж, мосты через реки Западная Двина, Сож, Уборть, Щара. В нынешнем году завершены работы по реконструкции трассы Минск — Могилев — теперь движение в этом направлении осуществляется по четырем полосам.

В настоящее время реконструкция отдельных участков дорог 1-й категории из Минска к областным центрам продолжается.

Визитная карточка «дорожной державы»

Участок дороги Минск — Могилев

Почему растет придорожный сервис?

Для жителей Белоруссии цивилизованный придорожный сервис стал нормой. Развитие придорожного сервиса находится под пристальным вниманием правительства Белоруссии. В последние годы в республике принят ряд законодательных актов, стимулирующих инициативу инвесторов в этой сфере деятельности. В частности, на период проведения проектных и строительных работ, а затем в течение двух лет после ввода объектов придорожного сервиса в эксплуатацию инвесторы освобождаются от уплаты земельного налога и арендной платы на земельные участки. Кроме того, они освобождаются и от отчислений в инновационные фонды строительных организаций, осуществляющих возведение или реконструкцию объектов придорожного сервиса.

Такой благоприятный инвестиционный климат приносит и приятные результаты: возле автомобильных трасс, особенно республиканского значения, интенсивно строятся автозаправочные станции, гостиницы, кафе и рестораны, мойки и охраняемые стоянки.

Автобанам — быть! Но когда?

Автобанов в Белоруссии пока нет. И если рассматривать немецкие автобаны, которые фактически являются эталоном автомобильных дорог, то с большой натяжкой «белорусским автобаном» можно назвать только единственную автомагистраль республики Брест — Минск — граница России. Эта трасса почти уже двадцать лет модернизируется «в целях доведения ее параметров до международных». И, надо сказать, на сегодняшний день она уже отвечает этим параметрам: большей части придан статус «дороги для автомобилей», максимальная скорость движения здесь 120 км/ч (брестские гаишники даже предлагают на отдельных участках увеличить скорость до 140 км/ч).

О том, что в Белоруссии будут построены автобаны, которые соединят областные центры со столицей, в конце ноября этого года заявил и президент Александр Лукашенко. Но, по мнению специалистов «Белавтодора», повторять немецкие технологии (в Германии автобаны прокладываются из цельных плит) белорусы не намерены. А пока, как считает министр транспорта и коммуникаций Белоруссии Анатолий Сивак, главная задача дорожников — это выполнение программы реконструкции дорог под первую категорию, что, как считают в республике, в настоящее время гораздо эффективнее, чем строительство автобанов.

Одним словом, автобаны в республике появятся. Но вот когда это будет, сказать точно пока никто не может.

Неместные проблемы местных дорог

Если основные дорожные артерии находятся под пристальным вниманием Министерства транспорта и коммуникаций, правительства республики, то местные дороги в последние годы такой заботы не ощущают — сказывается недостаточность финансирования. И, как показала недавняя совместная проверка специалистов департамента «Белавтодор», представителей ГАИ и местных органов власти, эксплуатационное состояние местных дорог неуклонно ползет вниз. Латание дыр, вернее, ям на дорогах радикально ситуации не меняет.

По мнению начальника управления содержания дорожной сети департамента «Белавтодор» Александра Головнева, для выведения сети местных дорог из критического состояния необходимо вернуться к старым, проверенным жизнью способам их финансирования. И в первую очередь восстановить существовавшие ранее в Белоруссии дорожные фонды, которые позволяли вести перспективное планирование строительства и содержания автомобильных трасс, в том числе и местного значения.

Визитная карточка «дорожной державы»

Минская кольцевая автомобильная дорога

Ратуя за возрождение в Белоруссии старых, проверенных жизнью методов финансирования дорожной отрасли, специалисты «Белавтодора» ссылаются на опыт России, где два года назад были вновь образованы дорожные фонды. В результате финансирование дорог в различных регионах увеличилось от 2 до12 раз, что сразу же сказалось и на объемах дорожного строительства, и на качестве ремонта дорожных покрытий.

Старым мостам — новую жизнь!

В Белоруссии идет интенсивная реконструкция старых мостов и путепроводов, задача которой — довести их характеристики до европейских требований. Их в республике 5223, и более трети по таким характеристикам как грузоподъемность, габарит и допустимая скорость движения не отвечает нормативным требованиям. А ведь мосты и путепроводы, как объекты стратегической важности, влияют не только на экономическое развитие страны, но и на ее безопасность. Поэтому улучшение эксплуатационного состояния этих атрибутов автомагистралей в государственной программе «Дороги Беларуси» на 2006–2015 годы обозначено как одна из важнейших задач.

Как она выполняется? Как говорят сами дорожники, более или менее сносно. За последние годы многие мосты расширились, укрепились, приобрели привлекательный вид.

Минск–Гомель: «made in China»

Основной источник финансирования строительства, содержания и ремонта дорожной сети Белоруссии — республиканский бюджет. Но из-за различных объективных и субъективных причин, в первую очередь из-за мирового финансового кризиса, денежных средств на эти цели в последнее время выделяется недостаточно, они покрывают только половину необходимой потребности. Где же выход? Обычно в таких случаях прибегают к помощи инвесторов. И департамент «Белавтодор» их ищет. Как внутри страны, так и за рубежом.

И, надо сказать, успешно. Так, для реконструкции автомагистрали Минск–Могилев были привлечены инвестиции «Беларусбанка», участка Пуховичи—Бобруйск — Всемирного банка. А с китайской корпорацией СRBC заключен договор генерального подряда на выполнение работ по реконструкции республиканской автомобильной дороги Минск — Гомель общей суммой в 400 млн долларов. Проект предусматривает реконструкцию участка Жлобин — Гомель («Эксимбанк» КНР выделяет $ 340 млн) общей протяженностью 87 км по параметрам 1-й категории с четырьмя полосами движения. Работы на объекте начнутся весной будущего года. Планируется устройство пешеходных переходов разных уровней, шумозащитных экранов, барьерных ограждений на разделительной полосе, площадок отдыха и другое. После реконструкции трасса Минск — Гомель примет облик современной европейской автомагистрали.

Павел ЧЕРНЕНКО, собственный корреспондент журнала «Строительство.RU» в Белоруссии

Фото БЕЛТА





АрхитектураБизнесВластьЖКХИнтерьерНедвижимостьНовостиРазноеСтройматериалыТехнологии

Визитная карточка «дорожной державы» | Рынок недвижимости: опасайтесь не больших расходов, а низких доходов

Визитная карточка «дорожной державы» | Сухие строительные смеси: революция в одной отдельно взятой подотрасли

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *