Псков Грибница церковного зодчества

Псков. Грибница церковного зодчества

Псков, Плесков… Дом святой Троицы – еще одно имя города, пришедшее к нам с древних времен. По преданию, княгиня Ольга, первая православная правительница Руси и псковитянка родом, стоя на противоположном берегу реки Великой, увидела, как три солнечных луча чудесным образом сошлись на высоком холме в одной точке. «Волею Божиею на сем месте церковь имать быти во имя пресвятые единосущные и животворящия Троицы», – решила княгиня, и вскоре над берегами Псковы и Великой поднялся первый, пока деревянный Троицкий собор.

Дом Святой Троицы

 Троицкий собор и колокольня  

 Этот собор простоял немногим более двухсот лет, пока вместо него в 1137 г. не заложил первый каменный храм призванный псковичами из Новгорода на княжение Всеволод-Гавриил. Судьба этого князя, внука Владимира Мономаха, была трагична. В Новгороде он правил 15 лет, возвел две каменные церкви и передал их горожанам, но люб новгородцам не стал. После двух серьезных поражений – от чудских племен в Клину и от Юрия Долгорукого – Всеволода вместе с семьей посадили под домашний арест, а потом изгнали из города.

 Другого князя новгородцы не жаловали, а потом серьезно ограничили в полномочиях, и началась с тех пор на берегах Волхова Новгородская республика, в орбиту которой включили вскоре и Псков. А Всеволод был радушно принят псковичами, несмотря на недовольство «старшего брата» – Новгорода, и, хотя и правил всего год, полюбился им, а впоследствии – ввиду мироточения его нетленных мощей, свершившихся чудес и при соблюдении положенных условий – был причислен к лику святых. В соборе, воздвигнутым Всеволодом, крестился с именем Тимофея, легендарный князь Довмонт, ставший на долгие годы верным защитником Пскова, а после кончины также признанный святым.

 Прошло двести лет – и своды храма обрушились. Третий по счету Троицкий собор строил на том же фундаменте зодчий Кирилл в 1365-1367 гг., вскоре после того, как Псков обрел независимость от Новгорода и на 150 лет стал вольной республикой. Мастер постарался придать ему особенно торжественный вид – пристроенные к основному объему приделы сделали его подобным многоярусному строению, не похожему на новгородские храмы, что, видимо, также ставилось задачей строителю. В 1609 г. случился пожар, и все, что было внутри храма, сгорело – кроме мощей святых Всеволода-Гавриила и Довмонта.

  Троицкий собор. Южный фасад

 Храм был перестроен в 1682 – 1699 гг., когда о Псковской вольнице и говорить вслух уже было не принято. В архитектуре Москвы цвело «нарышкинское» барокко, уходили в прошлое пирамиды кокошников и ковровое узорочье. Псковский Троицкий собор поднялся на высоком четверике с подклетом – на 78 метров. Величие придают ему широкое «ползучее» крыльцо и пятиглавие, главный барабан которого смещен от центра шестистолпного четверика к востоку. Три апсиды поднимаются до середины высоты четверика.

 Сто лет спустя, чтобы предотвратить разрушение храма от неравномерной осадки, его стены усилили контрфорсами и обнесли боковыми галереями. В нижнем ярусе устроена церковь, освященная в честь Серафима Саровского. Кроме этого, имеются еще три престола: Троицкий, Казанский и Александро-Невский.

 Декор Троицкого собора, как и у всех псковских храмов, скромен. Вертикальное членение стен лопатками завершается двухпролетными арками, отбитыми по горизонтали карнизом.  Барабаны с высокими узкими окнами охватывают колончатые пояса. Над приделами установлены малые главки. Нижний ярус украшен рядом поливных изразцов. На южной стене выполнен барельеф, изображающий святых Кирилла и Мефодия. Окна каждого яруса храма отличаются по форме и высоте. Центральную главу собора покрывает позолота.

  Троицкий собор. Барельеф святым Кириллу и Мефодию

 Колокольня собора была встроена в восточную стену Крома в начале XVIII в. Первоначально она имела четыре яруса и до пожара завершалась шатром. На колокольне установили «немецкие» часы и 16 колоколов. Помещения в нижних ярусах, перекрытых сомкнутыми сводами, использовались для проживания причта. После очередного пожара (1770 г.) шатер был заменен на традиционное для начала XIX в. завершение со шпилем. В результате череды перестроек XIX-XX вв. сооружение предстает перед нами уже шестиярусным; в трех верхних – ярусах звона – помещены колокола и, под самым шпилем – часы. Вверх, до четвертого яруса, ведет внутристенная лестница, дальше подниматься приходится уже по лестницам деревянным. Пристройка с западной стороны была сделана уже в 1982 г.

 У стен собора собиралось псковское вече. Здесь утверждали на княжение, вели летопись, заключали и скрепляли крестным целованием договоры с воинственными соседями, хранили городскую казну. Как с именем святой Софии новгородцы, так с именем святой Троицы псковичи шли в бой с непрошеными гостями. Сюда привел с Чудского озера плененных крестоносцев Александр Невский.

 В одной большой серебряной раке здесь хранятся мощи князей Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, павшего от руки тевтонских рыцарей настоятеля Снетогорского монастыря Иоасафа и юродивого Николая Саллоса, остановившего карающую руку Ивана Грозного. Службы в соборе запретили в 1935 г. Они возобновились в годы немецкой оккупации, и с приходом освободителей уже не прекращались.

Псковские храмы

 Псковское храмовое зодчество – отдельная страница в истории русской архитектуры. Здесь, как и в Новгороде, сложился свой, самобытный стиль, нашедший отражение в средневековых постройках небольших белокаменных церквей, поднимающихся от псковской земли, по одному из сравнений, подобно белым грибам – приземистые, основательные, как правило – одноглавые. А над городом, над суровыми стенами неприступного Крома, высится величественный Троицкий собор, который видно отовсюду: из Запсковья, Застенья и Завеличья, с мостов через реки Великую и Пскову, в просветах улиц и даже от подножия монумента «Ледовое побоище», вставшему на горе Соколихе в десятке километров от города.

 Кстати, историческая часть Пскова – это Кремль (Кром и Довмонтов город), Застенье – застроенное пространство между стенами Довмонтова и Окольного городов, Запсковье – застроенный противоположный берег Псковы и Завеличье – также обнесенный стеной Окольного города посад на другом берегу Великой.

 Пять колец защиты города, пять крепостных стен с башнями созданы были за шесть столетий в Пскове – остатки этих укреплений бережно сохраняются. Такая глубоко эшелонированная оборона сделала Псков неприступной твердыней – за почти семь веков ни один завоеватель не смог покорить его.

  Памятник А.С. Пушкину и Арине Родионовне

 На то, чтобы осмотреть все историко-архитектурные памятники старого Пскова, и двух дней будет мало. А не так далеко от города – и Псково-Печерский монастырь, и Пушкиногорье. Не случайно в Летнем саду, на пересечении с Октябрьским проспектом, установлен трогательный памятник поэту и присевшей рядом с ним няне Арине Родионовне.

 В Пскове строили из колотого плитняка – слоистого известняка, из которого складывали и мощные крепостные стены города. В конце XVI в. насчитывалось более 120 храмов, в том числе и тех, что возводил князь Довмонт Псковский. Строения Довмонтова города дошли до нас только в виде остатков фундаментов и, частично, подземных помещений. Благодаря археологам они очищены от поздних наслоений грунта и законсервированными предстают глазам туристов. Но не менее 60 псковских церквей стоят и поныне, и во многих ведутся сейчас службы.

 Псковские храмы – небольшие, сродни «кончанским» церквям старшего брата – Великого Новгорода. В старом Пскове насчитывалось шесть районов – «концов», и жители собирали средства на храм всем миром. И строили порой поэтапно.

 Каменное убранство скромно и строго – поребрик, бегунец, иногда – аркатурные пояски. Стены штукатурили, белили снаружи и изнутри, и не расписывали фресками. Фасады завершали щипцами. Подпружные арки поднимали выше сводов, а столбы в нижней части стесывали, чтобы увеличить для прихожан свободное пространство. Приподнятость барабана способствовала лучшему освещению храма. Над окошками барабанов устраивали фронтончатые сандрики. Крыли храмы зачастую тесом.

 «Кончанские» храмы, как правило, четырехстолпные, обнесенные галереями. В них появляются малые приделы для уединенной молитвы, помещения для хранения ценностей, что устраивалось в западных частях строения. Их площадь увеличивается, меняется ритм членения фасадов. Отсюда – асимметрия, различная высота закомар. Такие храмы уже не довлеют над ландшафтом, а органично вписываются в него.

 Эти храмы, несущие в себе простую, и, в то же время, таинственную красоту, пленяли воображение поэтов. Непревзойденный знаток древнерусского зодчества И. Э. Грабарь отмечал их «исключительное очарование: их здания не вычерчены по линейкам, а как бы рисованы от руки. В каждой линии чувствуется свободный, ничем, кроме вдохновения не связанный рисунок, благодаря которому в целом сооружении нет ни одного засушенного места, а все живет и радует глаз». Лучше и не скажешь.

  Завеличье. Иоанно-Предтеченская церковь

 Одна из древнейших построек Пскова – собор Рождества Иоанна Предтечи возрождающегося сейчас Ивановского монастыря в Завеличье. Этот женский монастырь был когда-то усыпальницей псковских княгинь. Возведенный в первой половине XII в. шестистолпный трехглавый храм ниже Никольского собора в Новгороде, с которым его сравнивают, более чем вдвое.

 Согласно традиции, хоры расположены на западной стене, и к ним ведет проложенная в толще стены лестница. Но сами хоры опираются не на своды, а на деревянные балки. Формы столпов разнятся: восточные, отделяющие алтарь, имеют Т-образное сечение, западные – круглые, оставшиеся – восьмигранные.

 Декор практически отсутствует, только аркатура украшает световые барабаны. Средние закомары поднимаются над крайними. Стоит отметить типичные для столетия шлемовидные главы и редко встречающуюся здесь позакомарную кровлю. Двухпролетная арочная звонница с щипцовыми завершениями расположена асимметрично.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

 Другое древнее строение, также относящееся к творениям XII в. – Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря . Одноглавый крестово-купольный храм строили новгородские мастера, а расписывали – в том же веке – греческие живописцы, приглашенные их соотечественником – новгородским и псковским владыкой Нифонтом. По площади сохранности древних фресок собор не имеет аналогов в мире – а все потому, что долго были спрятаны толстым слоем штукатурки.

 Их открыли реставраторы в середине XIX в. Роспись покрывает практически все внутреннее пространство храма, который остается музеем и открыт не каждый день, а только когда позволяет погода, чтобы уберечь древние шедевры от неблагоприятных температурно-влажностных условий. К западной стене храма примыкает высокая двухпролетная звонница с нишами.

 Настенные звонницы – отличительная черта псковского храмового зодчества. Они могут быть двух-, трехпролетными и более, и даже двухъярусными, завершаться щипцами или плоской кровлей, стоять над входом в церковь, над западным щипцом или, в редких случаях, даже отдельно.

Запсковье. Богоявленский храм

 На псковских звонницах было принято раскачивать сам колокол, а не его язык. Несущие элементы звонницы – мощные круглые столбы, стоящие на простых кубических базах. Звонница церкви Богоявления с Запсковья, одной из крупнейших в городе, имеет разную ширину и толщину столбов своих четырех пролетов – это вызвано размерами колоколов храма, возвышающегося над Псковой.

 Каменный четырехстолпный крестово-купольный храм сооружен на месте сгоревшего деревянного в 1495-1496 гг. Звонница пристроена столетием позже, вместе с галереями, охватившими здание с трех сторон, за исключением восточной, и усилена контрфорсом.  Лопатки, членя фасады по вертикали, заканчиваются ползучими арками с двух- и трехлопастным завершением.

 Сложенные из плитняка стены с треугольными фронтонами оштукатурены и побелены. Над приделами храма установлены две луковичные главки. Строение занимает площадь 30х40 м и достигает высотой 21 м; звонница на метр ниже. Барабан и апсиды украшены геометрическим орнаментом.

Завеличье. Храм Успения Божией матери с Пароменья с отдельно стоящей звонницей

 А рядом с Ольгинским мостом, соединяющим Завеличье с Кромом, где некогда существовала паромная переправа, близ небольшой одноглавой церкви Успенья Божией Матери с Пароменья (XV-XVI вв.), звонница выстроена отдельно. Храмовый комплекс пострадал во время войны, и сразу по окончании его реконструировали.

 Звонница рядом с Успенской церковью (XVI в.) – отдельно стоящая. Она была отстроена в 2008 г. на пожертвования меценатов и псковской милиции. Членения стен и их декор схожи по рисунку с фасадами Богоявленской церкви. Храм – также четырехстолпный, крестово-купольный – имеет один теплый и два холодных придела, а также глубокие подвалы со сводчатыми потолками.

 Завеличье. Ольгинская часовня

 Погреба и кладовые располагаются и в подклете звонницы. На кресте храма отлит голубь, символизирующий пребывание с городом благодати Святого Духа (сразу вспоминается голубь на кресте новгородской Софии). Восемью годами ранее, рядом, на набережной реки Великой, была восстановлена Ольгинская часовня – там, где солнечные лучи указали княгине место будущего Троицкого собора.

Завеличье. Часовная св. Анастасии Римлянки

 А по другую сторону моста стоит маленькая часовня св. Анастасии Римлянки – ничем не примечательная, кроме того, что построил ее А. В. Щусев, а расписывал Н. К. Рерих. Она возведена над засыпанной при сооружении моста старой деревянной часовней XVIII в., срубленной в благодарность святой за спасение города от моровой язвы.

  Александро-Невская церковь

 Большинство предстающих перед гостями города церквей построены в XIV-XVI вв., в неповторимой псковской манере, сложившейся после отделения города от Новгородской республики. Из более поздних строений Завеличья отметим храм Александра Невского (1908).

 Красное кирпичное здание выстроено по проекту архитектора Ф. М. Вержбицкого «кораблем» – шатровая колокольня, трапезная и собственно храм. Он возведен для стоявшего здесь 96-го Омского полка, сформированного еще М. И. Кутузовым . В городе установлен памятник полководцу, чье имя носит другой псковский полк, шефом которого пожизненно являлся фельдмаршал.

 Специалистами эта церковь рассматривается как типовой воинский храм, выстроенный в эклектическом стиле и получившем соответствующие элементы декора: пилястры, кокошники, арочки, полуколонки. Трапезная перекрыта металлическими фермами, по нижним поясам которых устроен подвесной потолок в форме коробового свода....






АрхитектураБизнесВластьЖКХИнтерьерНедвижимостьНовостиРазноеСтройматериалыТехнологии

Псков. Грибница церковного зодчества | Почему американские пенсионеры хотят строить и жить в других странах

Псков. Грибница церковного зодчества | EQUITONE на фасадах бельгийского апарт-хауса: яркость и элегантность

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *