Архитектура

Новейшая российская архитектура: отбросим ложную скромность

…В Музее архитектуры имени Щусева открылась знаменательная выставка «Российская архитектура. Новейшая эра». На открытии присутствовал, кажется, весь архитектурный бомонд.

Новейшая российская архитектура: отбросим ложную скромностьНа открытии выставки. Директор музея архитектуры им. Щусева Елизавета Лихачева (слева), главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов ( в центре), куратор выставки Андрей Асадов

Выставка взяла на себя грандиозную задачу – показать своеобразную летопись российской архитектуры за последние тридцать лет – с 1989-го по 2019-й. Причем изменения, произошедшие в архитектуре за эти три десятилетия, авторы рестроспективы решили проследить через персоналии, события  и наиболее значимые архитектурные произведения этого периода.

— В 2019 году нашему бюро исполнилось тридцать лет, и это стало поводом оглянуться назад, чтобы проследить его эволюцию, — рассказал «Строительство.RU» куратор проекта, архитектор Андрей Асадов (бюро Александра Асадова). — Изучая историю бюро, мы вскоре поняли, насколько тесно она переплетается со всей историей современной российской архитектуры, точнее, с ее совершенно отдельным пластом – авторской архитектурой, начавшей свой отсчет в 1989 году. Нам захотелось проследить этот 30-летний путь авторской архитектуры, с одной стороны – как отражение новейшей истории страны, а с другой – как череду самостоятельных произведений искусства, оставивших свой след в общем культурном поле. Так и родилась идея проекта “Российская архитектура. Новейшая эра”.

Новейшая российская архитектура: отбросим ложную скромностьВыступает куратор выставка Андрей Асадов

Не скроем, даже мэтры архитектуры, пришедшие на открытие, с некоторым беспокойством вглядывались в стенды экспозиции: попал- не попал? Потому что это уже подведение итогов, уже история.

Не рано ли подводить итоги?

— Не рано, — поделился с нами своим личным мнением президент Международной академии архитектуры (МАММ) Андрей Боков. Пройден большой путь, от первых архитектурных кооперативов до крупных архитектурных мастерских в их сегодняшнем понимании. И пора ставить если уж не точки, то хотя бы первые запятые на этом пути.

У российской архитектуры, по мнению главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, все еще сохраняется если не комплекс неполноценности, то, по крайней мере, некая ложная скромность по поводу достигнутых результатов. Не нужно стесняться и не нужно комплексовать, — считает Сергей Кузнецов. А такие ретроспективы — с выделением главных достижений — как раз помогают понять наше место в общем архитектурном строю.

Новейшая российская архитектура: отбросим ложную скромностьПроект Белая площадь-бюро ABD Architects

Присутствующая на открытии выставки директор Музея имени Щусева Елизавета Лихачева заметила, что к началу 21 века архитектура, наконец-то занялась тем, чем она и должна заниматься – созданием комфортной для человека среды обитания.

Архитекторы не поленились и сопроводили масштабное исследование почти тридцатью арт-объектами, иллюстрирующими наиболее значимые постройки. В их числе оказались здания и сооружения самого разного веса и масштаба. «Полу-мост надежды»  Тимура Башкаева, впервые показанный на фестивале АрхСтояние, соседствовал с грандиозным ЖК «Садовые кварталы» Сергея Скуратова, а музейный комплекс «Куликово поле» Сергея Гнедовского – с совсем «свежим» проектом — частной деревянной виллой Клаугу-Муйжа архитектора Тотана Кузембаева. Небольшое по размерам, но очень оригинальное по форме хранилище коньячного завода в Черняховске Левона Айрапетова и Валерии Преображенской из бюро «TOTEMENT/PAPER» изящно оттеняло масштабный проект федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии (2011), спроектированный Александром и Андреем Асадовыми.

Новейшая российская архитектура: отбросим ложную скромностьЛестница, уходящая в бесконечность архитектора Михаила Филиппова

Автор этих строк с приятным удивлением обнаружила среди самых значимых построек российского архитектурного тридцатилетия дом, мимо которого почти каждый день ходит на работу. Это жилое здание на проезде Загорского, спроектированное ТПО «Резерв» под руководством Владимира Плоткина. Удивительное – рядом. 

О творческих корнях и лестнице в бесконечность

Любопытным оказалось и переосмысление архитекторами собственных проектов. Тотан Кузембаев, например представил свой красивейший проект из дерева в виде грубой арматуры с повисшими на ней кусками бетона: ее будто только что вырвали из земли, и лишь сверху эту композицию венчал небольшой, тщательно обработанный кусок дерева.

Новейшая российская архитектура: отбросим ложную скромностьТак представил на выставке свой проект Полу-мост надежды архитектор Тимур Башкаев

— Так я представляю себе мою работу, — сказал Тотан. – Бетон, арматура, инженерные сети, все, что связано с «грязными» строительными процессами – это мои корни, корни моего проекта, из которого и рождается потом красота.

А архитектор Михаил Филиппов (Персональная мастерская Михаила Филиппова), проектирующий в классических традициях показал выразительную графическую работу – лестницу, ведущую в бесконечность.

— Я изобразил Архитектуру, которая уходит, с одной стороны в бесконечную глубь веков, а с другой – в бесконечное будущее, — объяснил корреспонденту «Строительство.RU» автор. – Вообще-то я художник, а архитектурой занимаюсь на досуге. Наверное, приятно, на досуге попасть в топ-30 лучших архитекторов последних десятилетий.

Новейшая российская архитектура: отбросим ложную скромностьЧелябинский трубопрокатный завод Высота 239. Бюро Ё-программа

Столь широкий резонанс архитектурные достижения наших современников не получили бы без наших коллег, журналистов, которые внесли свою лепту в становление новой российской архитектуры. Это, конечно же, архитектурный критик Григорий Ревзин,  долгие годы ведущий архитектурные колонки в ряде изданий, это журналист, редактор, искусствовед Николай Малинин, известный критикой так называемого «лужковского» стиля. Это архитектурный журнал «Проект: Россия». Целая серия архитектурных сайтов: www.archi.ru, www.archspeech.ru и т.д. И об этом тоже достаточно подробно рассказывает новая выставка. 

Новейшая российская архитектура: отбросим ложную скромностьИнсталляция Тотана Кузембаева, посвященная проекту виллы Клаугу-Муйжа

Завтра начинается сегодня

Итак, первые итоги подведены. Что же дальше? Можно ли в дне сегодняшнем (или даже вчерашнем?) увидеть очертания таинственного будущего? Каким оно будет? Дискуссии по этому поводу ведутся уже давно. Велись они и в кулуарах выставки.

— На настоящее можно смотреть с двух ракурсов – из прошлого и из будущего, — заметил кто-то из именитых гостей выставки. — Пока наш взгляд на настоящее – из прошлого.

Новейшая российская архитектура: отбросим ложную скромностьПавильон водочных церемоний Александра Бродского

Популярный в конце прошлого – начале нынешнего века постмодернизм архитектурная общественность торжественно проводила еще в 2000-х. Не говоря уже о модернизме, который перекочевал в историю еще раньше.

— Сегодня хочется какого-то чистого стиля, не замутненного «подшучиваниями» над классикой, свойственными постмодернизму, — обмолвился кто-то из «мэтров».

Новейшая российская архитектура: отбросим ложную скромностьЖивописный мост. Архитектор Николай Шумаков

И, надо сказать, часть архитекторов солидаризировалась с этой позицией.

— Новая архитектура появляется, когда этого требует время. Когда полностью меняется наша жизнь. Как это было в 20-х годах прошлого века во времена русского авангарда, в эпоху Bauhaus, —  считает вице-президент МАММ Юрий Виссарионов.

Сейчас говорят о времени некоторого затишья: отечественная архитектура стремится сохраняться в прежних формах и объемах. Но затишье, как известно, наступает перед «бурей». Как только сформируются новые потребности, появятся новые идеи, форматы проживания – можно ожидать очередного взрыва архитектурных новаций. А, может быть, мы даже станем свидетелями рождения очередного «Большого стиля».

Новейшая российская архитектура: отбросим ложную скромностьВ залах выставки Российская архитектура — новейшая эра

Участники исследования «Российская архитектура: новейшая эра»

  • Андрей Боков, МНИИПОКОСиЗ. Объект: Музей Маяковского на Лубянской площади в Москве, 1989
  • Алексей Бавыкин. Объект: Здание «Инфобанка» на проспекте Вернадского. 1997
  • Владимир Плоткин, ТПО «Резерв». Объект: Жилой комплекс на проезде Загорского. 1999
  • Александр Бродский. Объект: Павильон водочных церемоний. 2004
  • Александр Скокан, бюро «Остоженка». Объект: Административное здание на 1-ой Брестской улице. «Дом-пингвин». 2004
  • Николай Лызлов. Объект: Гараж-паркинг на 9-ой Парковой улице. 2004
  • Михаил Филиппов. Персональная творческая мастерская. Объект: Жилой комплекс «Римский дом». 2005
  • Тимур Башкаев, Архитектурное бюро Тимура Башкаева (АБТБ). Объект «Полумост надежды» на АрхСтоянии. 2006
  • Николай Шумаков, Метрогипротранс. Объект: Мостовой переход «Живописный» через Москву-реку. 2007
  • Антон Надточий, Вера Бутко, бюро «Атриум». Объект: Школа-интернат для детей-сирот в Кожухово. 2007
  • Юрий Григорян, бюро «Меганом». Объект: Театр Mercury. Барвиха Luxury Village. 2008
  • Алексей Воронцов, Бюро архитектора Воронцова. Объект: Реконструкция «Бахметьевского автобусного гаража». 2008
  • Евгений Герасимов, бюро «Евгений Герасимов и партнеры» и Сергей Чобан «NPS Tchoban Voss». Объект: Жилой комплекс «Дом у моря». Санкт-Петербург. 2008
  • Владимир Юданов, бюро «Ё-программа». Объект: Челябинский трубопрокатный завод «Высота 239». 2010
  • Adjaye Associates совместно с «А-Б студия». Кампус Московской школы управления «Сколково». 2010
  • ABD architects совместно с APA Wojciechowski Architekci (Польша). Объект: Бизнес-центр «Белая площадь». 2010
  • Александр и Андрей Асадовы. Объект: Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии. 2011
  • Сергей Чобан, SPEECH. Объект: Офисное здание на Ленинском проспекте. 2011
  • Никита Явейн, «Студия 44». Объект: Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного Штаба. 2014
  • Сергей Скуратов, бюро «Сергей Скуратов architects». Объект: жилой комплекс «Садовые кварталы». 2015
  • Борис Бернаскони, бюро BERNASKONI. Объект: «Ельцин-центр», Екатеринбург. 2015
  • Евгений Асс, бюро «Архитекторы Асс». Объект: Филиал ГЦСИ в Нижнем Новгороде. «Арсенал». 2015
  • Сергей Гнедовский, Архитектура и культурная политика ПНКБ. Объект: Музейный комплекс «Куликово поле». 2016
  • Левон Айрапетов, Валерия Преображенская, бюро «TOTEMENT/PAPER». Объект: Музей и хранилище коньячного завода в Черняховске. 2017
  • Наринэ Тютчева, бюро «Рождественка». Объект: Реконструкция флигеля «Руина». 2017
  • Дмитрий Овчаров, бюро NEFA architects. Объект: Станция «Солнцево» московского метрополитена. 2018
  • Тотан Кузембаев, архитектурная мастерская Тотана Кузембаева. Объект: Усадьба Клаугу-Муйжа. 2018
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *