Архитектура

Конкурс ArchYouth – 2020: невыносимая легкость архитектурного бытия

 

На днях состоялся заключительный этап молодежного архитектурного конкурса ArchYouth, который проводится среди студентов и выпускников архитектурных вузов и колледжей. Конкурс проходит уже в третий раз. И снова его организатором стала одна из крупнейших в России компаний по производству высококачественного оконного стекла Pilkington, входящая в холдинг SPGlass. Ее партнерами и со-организаторами выступили компания Декёнинк РУС (Deceuninck Rus), выпускающая комплектующие для окон, компания Schuko, один из лидеров в области архитектурного стекла, и компания Зигения (Siegenia), занимающаяся оконной фурнитурой.

Их оказалось девять

Количество участников на этот раз оказалось внушительным – на конкурс было представлено более 500 работ. Причем география проектов самая разная – от Мурманска до Краснодара и от Москвы до Владивостока. Жюри пришлось серьезно потрудиться, чтобы выбрать из такого огромного количества 9 лучших работ. 9 финалистов на днях представили свои проекты на заключительном этапе конкурса.

Буквально все присутствующие на презентации отметили высокий профессиональный уровень представленных проектов – причем это касалось как работ, сделанных студентами архитектурно-строительных вузов, так и работ учащихся колледжей. Особенно блеснул – и это стало уже традицией – Московский колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга «26-й кадр». Он выставил целую команду талантливых участников. Во-многом, это заслуга замечательного педагога, который много лет трудится в стенах этого учебного заведения – Сергея Ревуцкого.

В ряду основных требований к проекту было: показать, кроме навыков архитектурного проектирования, знание современных стекольных технологий и типов остекления. Будущим архитекторам эти знания  необходимы как воздух: не секрет, что сегодня популярны проекты с большой площадью остекления, панорамными окнами. Стиль хай-тек по-прежнему один из господствующих в архитектуре.

И надо сказать, студенты справились с этой задачей просто великолепно, легко оперируя марками и типами стекла, правильно применяя их для тех или иных случаев. Энергоэффективное, теплосберегающее, солнцезащитное, моллированное — оно очень разное, современное стекло. И нужно уметь грамотно «вписать» его в проект.

Тут вам не Чикаго, моя дорогая. Лучше.

…Итоги архитектурного конкурса подводились по трем номинациям: учащиеся колледжей, студенты вузов, выпускники учебных заведений архитектурного профиля.

Первые три проекта (номинация: колледжи) приятно удивили жюри: они вовсе не были похожи на неумелые «пробы пера», наоборот, выглядели как  вдумчивые работы профессионалов, имеющих кроме специальных навыков широкий кругозор и архитектурную эрудицию. Так, например, финалист конкурса Григорий Антипин взахлеб рассказывал на презентации о Чикагской школе архитектуры и ее особенностях. Именно ее принципы он позаимствовал для создания проекта «Дома коридорного типа с квартирами на двух уровнях».

— Я бы хотел дать жилым зданиям с коридорной системой второе дыхание, — не скрыл Григорий. – Эта планировка как-то подзабыта, а между тем, она таит много интересных возможностей.

Конкурс ArchYouth – 2020: невыносимая легкость архитектурного бытия

У автора получился дом, немного напоминающий по архитектуре сталинскую застройку (это было обусловлено окружающим жилым ландшафтом, относящимся как раз к той поре). А вот «внутренности», начинка были проработаны в стиле конструктивизма 20-х годов прошлого века.

Правда, жюри посетовало, что такой дом вряд ли может быть реализован в комфорт-классе – ведь традиционно ценится, когда на площадке всего несколько квартир. На что молодой архитектор парировал: мол, он как раз и хотел создать дружелюбное жилье, для людей разного достатка и статуса.

Кино без поп-корна и северное сияние за панорамным окном

Особо отличились участники в номинации «студенты вузов».

Студентка Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ) Валерия Джигиль построила свою презентацию в виде своеобразного спектакля, разделив выступление на акты.

Она, что называется, с порога заинтриговала присутствующих, заявив, что изменила своей любимой архитектуре с…кино. Но это, безусловно, было сказано лишь ради красного словца. Ведь Валерия задумала спроектировать кинотеатр: причем не какой-то примитивный зальчик в крупном торговом центре, куда приходят, чтобы похрустеть поп-корном и поразворачивать конфетные обертки,  а  самостоятельный мультиплекс, который будут посещать настоящие ценители кино.

Конкурс ArchYouth – 2020: невыносимая легкость архитектурного бытия

Конкурс ArchYouth – 2020: невыносимая легкость архитектурного бытия

— Сегодня кино встало на одну ступень с покупкой продуктов в Ашане, — поведала в своей пламенной речи автор. – Оно становится объектом потребления, и это одна из причин, почему кинотеатры исчезли как явление. Я решила поспорить с этой ролью кино.

Начиная проектирование, Валерия решила оттолкнуться от двух основных образов: бобины для киноленты и хлопушки, возвещающей начало съемки. Но в этой схеме чего-то не хватало. И тогда она решила призвать на помощь архитектурных классиков. В частности, очень пригодился образ знаменитого Дома культуры имени Русакова, созданного представителем русского авангарда Константином Мельниковым. В итоге у кинотеатра, получился необычный внешний вид: сочетание округлых линий (бобина) и жесткого конструктива (угловатые мельниковские формы).

…Другая финалистка в той же номинации, студентка Нижегородского архитектурно-строительного университета Екатерина Семина пошла по другому пути: она начала свою презентацию с видеоролика о Заполярье. Ведь ее проект имеет к нему непосредственное отношение. Екатерина задумала спроектировать гостевой дом в небольшом селе Териберка Мурманской области.

Териберка теперь туристическое место, потому что здесь особенно великолепны северные сияния, и люди едут на них посмотреть! Стало быть, гостевой дом здесь очень нужен (пока есть лишь плохонькая гостиница).

Екатерина подошла к делу со всей серьезностью. Изучила климатические, экологические особенности этих мест. Кроме того, решила заложить в свою работу и философский месседж – ею двигало желание «…привлечь внимание общественности к исчезновению Севера». Ведь нам всем, как вы помните, грозит глобальное потепление.

Автор придумала совершенно необычный проект, изюминкой которого, без сомнения является остекление. Вернее, крыша из стекла необычной формы.

Конкурс ArchYouth – 2020: невыносимая легкость архитектурного бытия— Я стремилась раскрыть панорамные виды, чтобы можно было наблюдать северную иллюминацию во всей красе, — рассказала Екатерина. – Но мне еще хотелось разрушать стереотипы! Поэтому выбрала для своего гостевого дома «ломаную» крышу.

Екатерина сделала все по науке. Использовала фасадную систему в виде так называемой пространственной диаграммы Вороного. Превратив эту диаграмму в объемную! Получилась крыша, чем-то напоминающая нагромождение ледяных торосов. Или сад из ледяных кристаллов.

Девушка призналась, что ее все это время преследовал образ: грубая структура бетона, которая держит в своих «лапах» хрупкую стеклянную структуру. Надо сказать, что архитектурное стекло от компании Шуко, которое использовала молодой архитектор, позволяет воплощать любые пространственные решения. Причем ячейки фасадной системы, которую придумала Екатерина, имеют конструкцию, сопротивляющуюся снегу и дождю.

У жюри возник только один вопрос: где автор будет искать инвесторов для своего проекта. На что девушка ответила: ведь и знаменитый собор Саграда Фамилия в Барселоне строится без инвесторов, на добровольные пожертвования. Почему бы и здесь не применить краудфандинг – добровольное объединение денег или ресурсов для достижения необходимой цели.

Гиперболоид инженера Шухова и квартира-концертный зал

Номинацию «выпускники» украсила выпускница Уральского архитектурно-строительного университета (УргГАСУ) Анна Бормотова, презентовавшая необычный жилой дом в пригороде Санкт-Петербурга. Его фишка в том, что  на верхних этажах дома расположены квартиры нестандартной планировки и крайне нестандартного метража: двухуровневые, с супер-высокими потолками, напоминающие скорее фойе кинотеатра или концертного зала, нежели жилое помещение.

Форма здания повторяет ландшафтные формы местности, в которой дом расположен. Чтобы этого добиться, автору пришлось запроектировать в доме квартиры, имеющие перепады высот.

Анна продумала и интерьеры, оформив их в стиле эколофт. Простор этих квартир, уходящих по площади за отметку 100 кв. метров, завораживает.

Конкурс ArchYouth – 2020: невыносимая легкость архитектурного бытия

Конкурс ArchYouth – 2020: невыносимая легкость архитектурного бытия

«Особинка» проекта и в остеклении: панорамные окна высотой в несколько метров (квартира-то двухуровневая) открывают эффектные виды на город с птичьего полета. Чтобы остеклить такие окна, Анне пришлось использовать светопрозрачные конструкции нестандартных размеров от компании  Шуко.

Правда, кто-то из жюри бросил реплику, что будущее все-таки не за подобными грандиозными квартирами, напоминающими футбольное поле – человеку в них неуютно. Он себя чувствует лучше в каких-то более камерных жилых пространствах.

— Проект насыщен идеями, но хочу все-таки посоветовать научиться отсекать все лишнее, — посоветовал член жюри, архитектор из Петербурга Олег Манов.

В номинации «выпускники» отличился и бывший учащийся колледжа «26 кадр» Илья Метальников, который предложил в качестве конкурсного проекта дом-коммуну для 500 жителей на берегу реки Кубань.

Все в этом проекте отсылает к конструктивистским традициям начала 20 века: и горизонтальное членение фасада, и ванты, расходящиеся в разные стороны от радиовышки.

Конкурс ArchYouth – 2020: невыносимая легкость архитектурного бытия

Но Илья добавил сюда и нечто очень современное – элементы природной энергетики. Четыре турбины гиперболоидного типа (идейный привет инженеру Шухову) вырабатывают энергию, воспринимая восходящие потоки воздуха с реки.

Вдобавок, на фасаде установлены солнечные коллекторы, а по площади кровли размещены солнечные батареи. Получается, такое супер-энергоэффективное здание, которое само себя энергетически обеспечивает.

Остекление Илья выбирал с особой тщательностью: оно должно было обеспечивать хорошую солнцезащиту (на Кубани летом жарко) и в то же время предотвращать выпадение конденсата. Остановился на прохладном стекле Pilkington Suncool.

— Очень интересный проект! – отметил член жюри, первый заместитель МАММ (Международной академии архитектуры в Москве), архитектор Юрий Виссарионов. – Очень важно, что это проект массового, социального жилья. Сегодня архитекторам уже не так интересно строить дома для богатых.

По мнению Юрия Виссарионова, жилье, как собственность, понемногу уйдет в прошлое, и, наоборот, все более популярным будет становиться арендное жилье.

— Современный человек очень мобилен. Он может жить в одной части света, а работать в другой – современные гаджеты это позволяют, — продолжил свою мысль мэтр. – Поэтому, думаю, нас ждет  что-то вроде жилого каршеринга: совместное пользование жильем, как мы сейчас пользуемся автомобилем, например.

— Это счастливое состояние архитектора, когда он – не проектировщик фасадов, а творец, занимающийся настоящей архитектурой, — заключил Юрий Геннадьевич.

Похоже, что эти слова относились и непосредственно к обсуждаемому проекту.

Подводим итоги

В заключении каждый из членов жюри поделился своими мыслями по поводу конкурса и конкурсантов. Архитектор Юрий Виссарионов заметил, что стекло – это мистический материал, и проектировщикам, которые с ним работают, можно только позавидовать. Генеральный директор компании Deceuninck Rus (ООО «Декёнинк Рус«) Фолькер Гут обратил внимание на большое разнообразие и креативность студенческих проектов. Старший специалист компании Schuko (Шуко) Екатерина Троц поблагодарила участников за яркие, с выдумкой, презентации. Архитектор Олег Манов (Futura architects) пожелал, чтобы идея и воплощение были в гармонии друг с другом. Представитель компании Pilkington Максим Лазуткин не скрыл, что это было смело и круто, правда, некоторым нужно быть посмелее и поубедительнее. А главный редактор архитектурного портала Archspeech Александр Змеул выразил надежду, что советы и комментарии, высказанные жюри, будут полезными и пригодятся участникам в будущем.

После бурного обсуждения члены жюри огласили трех победителей очной части конкурса. Ими стали: Анна Данилова (проект Школы искусств) – номинация: учащиеся колледжей; Валерия Джигиль (проект кинотеатра-мультиплекса) – номинация: студенты вузов; Илья Метальников  (дом-коммуна на реке Кубань) – номинация:выпускники.

Елена МАЦЕЙКО

На открытии материала — проект Школы искусств Анны Даниловой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *