Индустриальные парки в России специфика проектирования

Индустриальные парки в России — специфика проектирования

Индустриальные парки в России должны стать локомотивами восстановления промышленности
Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Промышленность России перестраивается на новые рельсы. В промышленной сфере все большей поддержкой будут пользоваться малый и средний бизнес, которые будут ориентированы на обслуживание более крупных производств. Многие из малых и средних предприятий, впрочем, как и крупные, будут размещаться на территории индустриальных парков. Так какими они должны быть?

Индустриальные парки в России — специфика проектирования

Россия отказывается от гигантов

В Федеральном законе «О промышленной политике в Российской Федерации» отдельная статья посвящена индустриальным паркам. В ней дается определение, что ИП — это «совокупность объектов инфраструктуры для обеспечения строительства промышленных объектов», которая призвана заниматься производством промышленной продукции, управляется ИП коммерческой организацией в рамках соответствующего законодательства, управляющая компания обязана входить в саморегулируемую организацию своего профиля.

Выступая на Неделе российского бизнеса, недавно прошедшей в Москве по инициативе РСПП, один из докладчиков подчеркнул, что правительство берет ориентир на создание небольших промышленных предприятий. Если в советское время мы гордились гигантами индустрии, на которых работали десятки тысяч людей (например, Горьковский автомобильный завод был рассчитан на 100 тысяч работающих), то теперь численность работающего персонала предпочтительно не должна превышать 5-7 тысяч человек. Многие регионы уже создали в своих администрациях структуры, которые должны заниматься проблемами индустриальных парков. Например, правительство Москвы заявило, что берется преобразовать промышленные зоны в современные ИП.

ГЧП — главное условие успеха

Индустриальные парки в России — специфика проектированияСегодня в России в стадии становления находятся десятки индустриальных парков. Какие-то из них быстро решают все проблемы, привлекают первых резидентов и начинают приносить прибыль себе и в местную казну в виде налоговых отчислений от находящихся на их территории предприятий. Другие увязают в нерешенных вопросах и еле влачат существование. Анализ ситуации показывает, что важнейшим условием является поддержка местных органов власти, прежде всего в создании инфраструктуры. По мнению Ирины Шивон (фото слева), эксперта Ассоциации индустриальных парков, ни одно зарубежное предприятие не пойдет на размещение своих производств в ИП, к которому не подведены коммуникации. Слишком большие риски, издержки. Например, компания предполагает внести в развитие собственного производства 10 млн евро, а на инфраструктурное обустройство требуется столько же. Ясно, что такой бизнес не будет рентабельным.

Ирина Шивон является одним из руководителей немецкой инженерной компании, на счету которой уже несколько проектов индустриальных парков в России, где компания оказывала консалтинговые услуги, выполняла функции генерального проектировщика и технического заказчика. Одним из первых крупных заказов было строительство завода Фольксваген в Калуге.

— Там была зарезервирована площадка примерно в 500 га, на которой мы сумели не только разместить завод, но и подготовить всю внутреннюю инфраструктуру, — рассказывает Ирина. — Правительство Калужской области со всей серьезностью отнеслось к программе превращения Калуги в крупный центр автомобилестроения, была создана «Корпорация развития», которая взяла на себя финансирование и управление внешней инфраструктуры — это прокладка дорожной сети, инженерных коммуникаций и т.д. В Калужской области за короткий срок был создан один из мощнейших в стране автомобильных кластеров. Здесь действуют такие индустриальные парки, как «Ворсино», «Калуга-Юг», технопарк «Обнинск», индустриальный парк «Лемкон Калуга». Так что государственно-частное партнерство — это главное условие успеха.

Что включает мастер-план

Сложности с проектированием таких объектов, по словам Ирины Шивон, как правило, начинаются с первых шагов, поскольку нормативно-правовая база в России находится в стадии реформирования и напоминает лоскутное одеяло, что-то успели утвердить, что-то нет, поэтому приходится самим русифицировать европейские нормы. На промышленные объекты разрешено разрабатывать специальные технические условия (СТУ). Кто сталкивался с этим, знает, как сложно разработать и утвердить их.

Фирме, которая берется за разработку мастер-плана индустриального парка, приходится решать целый комплекс проблем. Прежде всего, надо определить, что же за производства здесь будут размещены, их специфику. Иначе можно допустить большое количество ошибок.

Индустриальные парки в России — специфика проектирования

Важным аспектом является соблюдение экологических требований. Промышленная зона требует создания санитарно-защитной полосы, особенно если производство связано с повышенным уровнем шума, вибрации или пылеобразования. Нужно отвести достаточные площади под зеленые насаждения. Разработчики генплана должны опираться на качественные данные инженерно-геологических исследований, разобраться, что собой представляют грунты.

На этом этапе нужно продумать и транспортную инфраструктуру будущего парка. Парк будет обслуживать большое количество транспортных средств — доставка и отгрузка грузов, транспортировка до мест работы персонала и прибытие клиентов на своих автомобилях. Значит, нужно разработать пути подъездов транспорта, дорожки для пешеходного движения, создать парковки, увязать местную транспортную сеть с общественным транспортом, продумать подъезды для специального транспорта, в том числе пожарных машин. Словом, то, что сейчас называется логистика.

Какой должна быть промышленная архитектура

Конечно, промышленные объекты никто не стремится превратить в архитектурные шедевры, хотя в промышленной архитектуре есть своя красота. Для таких объектов важнее принципы функциональности, прагматизма, рентабельности.

Индустриальные парки в России — специфика проектирования

Как правило, на территории индустриального парка располагается 15-20 зданий. Хорошо, если они принадлежат одному собственнику. В таком случае задача для архитекторов и проектировщиков в какой-то мере облегчается и им проще выполнить этот комплекс как единый ансамбль. А вот если собственников несколько, то задача осложняется, каждому хочется подчеркнуть свою индивидуальность. В этом плане большие возможности предоставляет цветовое решение. Индивидуальность можно подчеркнуть фирменным цветом. Цвет вообще в промышленной архитектуре, да и не только в ней, начинает играть все большую роль.

Особого внимания на промышленных объектах требует устройство фундаментов и полов, прежде всего в тех помещениях, где они испытывают сильные вибрационные нагрузки или воздействия больших тяжестей. В зависимости от геолого-инженерных изысканий рассчитываются конструкции. В производственных помещениях, как правило, оборудуются наливные полы. Они выдерживают любые тяжести, не впитывают грязь, за ними легко ухаживать.

— Проектировщики должны быть в курсе всех новинок, — подчеркивает Ирина. — На рынке строительных материалов постоянно появляется что-то новое. Это помогает, например, выбрать более легкие фасадные системы, более прогрессивное и экономичное в эксплуатации инженерное оборудование. Сотрудники проектных компаний постоянно должны повышать свою квалификацию, как на специальных курсах, так и за счет самообразования. Только так можно идти в ногу с прогрессом.

Татьяна ШАВИНА

Фотоматериалы предоставлены компанией ASSMANN Beraten+Planen, m7park.ru, newtariffs.ru, technopark-su.ucoz.ru





АрхитектураБизнесВластьЖКХИнтерьерНедвижимостьНовостиРазноеСтройматериалыТехнологии

Индустриальные парки в России — специфика проектирования | Если очень хочется, то закон имеет обратную силу

Индустриальные парки в России — специфика проектирования | Рынки стройматериалов: производство и потребление цемента снижается

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *